КИНОАФИША РОССИИ

Киноафиша России - фильм Облачный атлас - рецензии экспертов

Симфония накладывающихся соло

Все взаимосвязано. Как лучше всего доказать эту максиму, иначе чем собрать кучку совершенно непохожих на первый взгляд историй/жанров/персонажей и показать на их примере, что связи можно не только подмечать в мелочах, но и придумывать на пустом месте? Дэвид Митчелл в своем бестселлере такой задачи явно не ставил, и право измышлять аналогии между вложенными друг в друга произведениями предоставил читателю. Каждая "матрешка" в буквальном смысле читает окружающую ее, но лишь последняя, измельчав до крайности, напрямую подтверждает влияние поступка предыдущей на осколки человеческой цивилизации. Случайность ли, что именно той не удалось ознакомиться с финалом увлекшего ее повествования, и что дело своей жизни все отмеченные кометой герои творят, так или иначе вдохновляясь опытом предшественников - не самая захватывающая тайна мироздания, что и говорить. А прочие идеи, суммирующиеся к последней главе, почему-то показались кинематографистам недостаточно привлекательными: часть уцелела в виде промежуточных реплик, часть пропала напрочь или подверглась замене. Выдвинутая на рекламный постер даже возглавила неуточненные в книге тезисы Сонми-451, положив начало новой религии. И, надо отдать должное авторам - а их, с учетом оказавшего содействия писателя, аж четверо, "созвездие" Вачовски (братьями же их теперь не назовешь) и Том Тыквер - методы реализации этого слогана в той же степени неподвластны письменному изложению, как и увесистый том - полнометражной экранизации.

Прежде всего, разумеется, монтаж, имеющий все шансы заслужить "Оскара". Когда-нибудь, уверен, фанаты разберут фильм на кусочки и посчитают, сколько раз действие магически плавно и стремительно переносилось из одной "сольной партии" в другую - но в разы больше, чем в романе. Логика этих перемещений, мне кажется, минимальна: просто наблюдательность и фантазия сценаристов, позволившая им подметить участки, пригодные для "телепортации". Но итог этой чехарды лишь самых отъявленных консерваторов не сможет примирить с диаметрально противоположными по настрою историями - словно пульт от телевизора в бедной, но дружной семье, где каждый может регулярно получать порцию счастья и терпит, пока оно достается другим. Меня лично каждый из шести "каналов" увлек сюжетными и эмоциональными перипетиями, но разные жанры налицо, а с ними и разная динамика, что для трехчасового эпоса куда важнее, чем для страниц, которые можно просто с большей скоростью пролистывать. Не понравилась костюмная драма с нетрадиционными пристрастиями - щелк, и вот вам комедия про старичков-разбойников. Перестрелки и полеты среди фантастических декораций кажутся надуманными излишествами для попкорноголовой аудитории - щелк-щелк, затаите дыхание с героиней политического триллера в ожидании выстрела редкого, но смертоносного. Корабельные нравы 19го века возмущают неполиткорректностью - щелк: может, в далеком будущем сильные перестанут докучать добрым, а хитрые - дразнить ленивых? Шесть короткометражек, по три на каждую съемочную группу, так или иначе затронут струны любой души, хотя особо нетерпимые, наверняка, будут сетовать, что одну-две стоило бы исключить вовсе. Но тому же Митчеллу так поступить проще - фильм, действительно, гораздо больше похож на симфонию-монолит, которая хоть и будет звучать, даже если заглохнет пара инструментов, но при этом заметно обеднеет.

Ну, а что до побившего все рекорды мультикастинга и усилий гримеров и художников по спецэффектам, позволивших двум дюжинам актеров сыграть по несколько ролей (а пяти ведущим - и по одной на каждую из "матрешек"), не только выходя за рамки свойственных им типажей, но и меняя пол или расу... что ж, сами режиссеры признают: это не более чем аттракцион. Забава для гурманов, которым не достаточно киноцитат (а ведь среди них есть и примиряющие с заимствованием книгой идей у фильмов прошлого века - уж не сам ли писатель намекнул?), а хлебом не корми - дай посмотреть на агента Смита в женском платье или Халле Берри, ушедшую по стопам Майкла Джексона. Пусть вас не смущает Том Хэнкс, чей лик непокорно выпирает из-под любой маски - оставив в стороне обвинения в экономии и без того неподъемного для независимой продукции бюджета, рискну предположить, что звезд немеркнущих и восходящих создатели использовали по максимуму просто из большой любви к их талантам. Но уж точно не для проведения каких-либо параллелей или теорий эволюции сыгранных каждым персонажей. Большую часть разгадок титры милосердно выдадут, и к тому времени меломанов уже подцепит на крючок заглавная мелодия. Не шедевр, нет - ну, так и бедолага Фробишер ее в топы мировых чартов не сумел вывести. Но что-либо подобное сочинить, воплотить и выпустить с размахом, достойным широкого проката, удается редким мечтателям.

Для глаз и ушей: Супер
Для ума: Занятно
Для сердца: Трогает
Александр Казанцев
Оценка: 8 / 9 (отлично)
13.11.2012
Перейти на страницу фильма
Комментарии:Добавить
Нет
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail


Лучшее - враг хорошего

Вы никогда не задумывались, а почему, собственно, лучшее - враг хорошего? Подумайте - возможно, Вы не согласитесь со мной. Хорошее - делается в молодости, часто делается впервые. Оно предельно искренне, оно вынашивалось годами и мыслями, пока не было возможности его реализовать и когда, наконец, появляется нужная энергия в виде денег или продюсера, или ресурсов - выстраданная идея реализовывается. Без опыта, без необходимого мастерства, но из самого сердца реализовывается хорошее. И оказывается шедевром. А потом приходит слава. И приходит мастерство. И нет нехватки ресурсов, энергии хоть отбавляй. И можно реализовать любую идею. И творцы начинают делать нетленки...

"Матрица" была тем самым хорошим у Вачовски, а "Принцесса и воин" - у Тыквера. И вот они - мастера. И пришла пора нетленок. В нетленке с названием "Облачный Атлас" есть все элементы "лучшего": лучшие актеры, лучшие идеи, лучшие мастера всех кинопрофессий... Но чего-то не хватает... Искры Божей, сказал бы священник. Я не священник и скажу проще: нет, увы, куража, нет озарения, нет одержимости, нет той самой Истины, о которой, собственно, фильм. Очень жаль. А так хотелось "войти в реку дважды" и увидеть тех самых Вачовски и того самого Тыквера...

Фильм несомненно хорош. Особенно для подростков и молодых, которые пока не сильно задумываются о смысле жизни. Но самые честные из них тоже почуствуют некоторую натянутость, искусственность в нём. Нет, не фальшь, но где-то близко...

Тома Хэнкса слишком много. Нет, не буду об актерах, они не виноваты - их всё-таки выбирает режиссёр. Если пытаться разбирать фильм по составляющим - придраться будет не к чему: всё превосходно, все стараются изо всех своих сил. Но вот оно и точное слово: СТАРАЮТСЯ. Шедевры создаются не старанием. Они рождаются сами, пусть в муках, но их выталкивает нечто большее, нежели старание. Схватки у роженицы приходят не от старания, они - естественный ИТОГ ЛЮБВИ.

Надеюсь, Вы меня поняли. Фильм смотреть нужно обязательно. Но не ждите шедевра. Не настраивайтесь на катарсис души. Ждите просто отличной приключенческой драмы. И не разочаруетесь. А "великие симфонии" у композиторов не рождаются сразу "великими" - ни один творец не в состоянии сам оценить своё творение. Это делают другие. И лишь спустя какое-то время.

Дайте и "Облачному Атласу" отстояться, дать сок. И попробуйте его пересмотреть годика через два. И проверьте свои ощущения. Истинные шедевры - не стареют, не портятся, а становятся только гармоничнее. Что-то где-то глубоко внутри меня шепчет, что нет... Увы, не шедевр...

Для глаз и ушей: Супер
Для ума: Занятно
Для сердца: Так себе
Михаил Иванов
Оценка: 7 / 9 (хорошо)
08.11.2012
Перейти на страницу фильма
Комментарии:Добавить
Нет
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail


Наконец-то шедевр!

Я так долго этого ждал. [роняю слезу] Наконец-то шедевр! Том Тыквер и гешвистер Вачовски не могли снять проходной фильм. Получился фильм, от которого испытываешь море эмоций, при просмотре которого живешь вместе с персонажами, смеешься и страдаешь, задумываешься и восхищаешься. Великолепно!

Три часа пролетели незаметно. Хотелось, чтоб действие не останавливалось. Ни одного нарекания ни к одному человеку, приложившему руку к созданию этого фильма. Уверен, что даже мужик, толкавший тележку с оператором, сработал на все 100%. Фильм, который нужно пересматривать несколько раз, потому что всё там проработано до мелочей и каждая мелочь важна. Вот это и есть качественная работа и серьезный подход к делу.

Сюжет не прост. Перед нами шесть историй, происходящих в разное время, но показывают их не подряд, а вперемежку. При этом истории синхронизированы весьма искусно. Для малоподготовленного зрителя такая подача материала будет трудна, но опытный киноман легко разберется. Каждая история объединена рядом общих ключевых мотивов. Там есть любовь, есть предательство, есть враг, есть смертельная опасность и есть спасение. И обязательно одному из героев предстоит сделать выбор, котораый может иметь большие последствия. При этом каждая история отличается жанровой принадлежностью. Вы найдете там и трагедию, и комедию, и мелодраму, и драму, и фантастику, и детектив. Вся эта буря впечатлений обрушится на вас, что иногда разобраться в этом потоке будет нелегко. Но этот фильм понять сразу будет сложно, как сложно понять с первого раза буддийскую философию или христианскую схоластику. Но общий смысл уловить не трудно.

Это фильм о свободе и о тех границах, зримых и невидимых, которые разъединяют нас. И фильм предлагает путь и возможность понять, как эти границы можно преодолеть. Ещё эта лента о взаимосвязи всех людей не только в пространстве, но и во времени. И даже если нам кажется, что наши действия не имеют смысла, что всё бесполезно и что всё это капля в море, то отчаиваться не надо. Ибо что есть море, как не капли?

Про фильм можно часами говорить. Там так много поднято тем и так разнообразно они преподнесены, что разбирать их можно долго. Если будет на то желание. Но главное, что мы имеем качественно сделанную работу, выстроенную, как витраж собора. Красиво, из мелких блестящих деталей, со смыслом, при этом смотреть нужно из далека, чтоб всё охватить взором и понять.

Для глаз и ушей: Супер
Для ума: Сильно
Для сердца: Трогает
Евгений Савойский
Оценка: 9 / 9 (превосходно)
04.11.2012
Перейти на страницу фильма
Комментарии:Добавить
Нет
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail