КИНОАФИША РОССИИ

Киноафиша России - фильм Перестрелка - рецензии экспертов

Тринадцать человек на портфель мертвеца

Как выглядит типичный современный криминальный боевик - что от Тарантино, что от Пекинпы, что от менее именитых их коллег? Небольшая сцена действия для затравки, размеренное представление персонажей и их взаимоотношений, эскалация конфликта, и минут 30-40 (а то и 5-10 с перерывами) ураганного мочилова в финале. В зависимости от количества наслаивающихся сюжетных линий эта схема может делиться или включать в себя эпизоды-короткометражки, но пропорция болтовни, размышлений и экшна примерно сохраняется, причём на последний редко приходится хотя бы половина хронометража.

Так вот, в новой картине что синопсис, что трейлер, что название на удивление точно передают её сущность: то самое мочилово, растянувшееся на добрые две трети после нескучного вступления. Причём ей вполне подходит характеристика “камерная” - просторный склад заброшенного завода плюс несколько коридоров и комнат, в которых персонажи почти не задерживаются. Кто бы мог подумать, что в таких скромных декорациях две команды по 5 человек (и ещё несколько “сюрпризов”) могут целый час увлечённо друг друга поливать свинцом и убийственной меткости фразами, да ещё и дотянуть почти в полном составе до неизбежной развязки! Думаете, такая живучесть и неэффективность только в мультфильмах про Тома и Джерри встречается, а в реальности всё скучнее и скоротечнее? Вы, наверное, просто не читали детальных разборов настоящих перестрелках - например, отчёта ФБР о заварушке в Майами. А вот Бен Уитли с супругой-сценаристкой его тщательно изучили, так что точно знают, насколько метко целятся рядовые гангстеры, и как долго могут протянуть истекающие кровью, если не задеты жизненно важные органы.

Разумеется, габариты помещений вынудили авторов быстро ограничить подвижность участников, наградив каждого пулей-другой в мягкие части конечностей и не только. Впрочем, сочетание ползающих в пыли недобитков и стремительно разносящих всё вокруг в труху и щепки стволов разного калибра смотрится на удивление динамично и захватывает, словно сам управляешь одним из них - неслучайно в планировании ситуаций активно использовался знаменитая компьютерная игра Counter-Strike. А для моделирования “арены” с выяснением углов обзора для каждого из бойцов - не менее известная Mindcraft. Так что, хоть с первого раза и непросто уследить, кто из-за какого укрытия по кому пытается попасть, сомневаться во внутренней логике происходящего не приходится. Более того, я со всей уверенностью могу заявить, что при повторном просмотре всего через неделю увлекательность этого процесса нисколько не снижается. И это очень серьёзное достижение для сравнительно малобюджетного аттракциона, где даже сочные кадры особо изобретательных смертоубийств оператор стесняется подать крупным планом.

Но основная заслуга в этом, пожалуй, даже не в мастерстве постановщика, занимавшегося черновым монтажом буквально по ходу съёмок, чтобы не пропустить ценный ракурс. А в самоотверженном энтузиазме и харизме задействованных актёров, сумевших самых отъявленных негодяев (а положительные герои среди американских контрабандистов и ирландских революционеров отсутствуют как класс) изобразить так, чтобы заслужить если не сочувствие, то по крайней мере глубокий интерес к их судьбе. И краткость знакомства, вынуждающего зрителя самостоятельно придумывать персонажам предыстории либо читать откровения того же Арми Хаммера о подготовке к роли, ничуть не мешает. Да, пожалуй, если его Орду дать время озвучить причины показушного пренебрежения к смерти (а учитывая время действия, это сделать несложно - кому ещё заниматься продажей винтовок, как не опалённому вьетнамским солнцем ветерану), его бы не смогли обвинить, что застрял в амплуа Курякина из U.N.C.L.E., но у холёного весельчака и без того что ни фраза - то крылатая, благо создатели дублированной версии тоже потрудились на славу.

Шарлто Коупли не так повезло - обычный южноафриканский делец без стыда и совести - да он, похоже, в принципе не способен не веселить, а нарочитую наглость можно списать на национальный колорит. В любом случае его неадекватность затмевают Сэм Райли и Джек Рейнор, чьи отморозки-укурки-недоумки свой мелкий пьяный конфликт раздувают до военных действий, путая карты настоящим злоумышленникам. Герой Киллиана Мерфи неожиданно становится голосом разума по эту сторону баррикад, да ещё и романтиком вдобавок - и его можно понять, ведь Бри Ларсон даже на фоне недавней спасительницы Кинг Конга блистает суровой красотой, лишь в самом крайнем случае позволяя себе изобразить слабость или сомнение. Про чернокожий компонент этого не самой политкорректного фильма много сказать не могу, ибо спойлер, но с ним связан один из угарнейших эпизодов. Просто учтите, что это отнюдь не слэшер, где действующие лица выводятся из игры более-менее равномерно - набрав такую колоритную компанию, Уитли явно не спешил с ними расставаться, и первая жертва будто специально погибает донельзя нелепо, вызывая внезапную ассоциацию с “Повелителем мух”. Случайно, скорее всего - вопреки накалу экранных страстей, какой-то драматической глубины событий здесь не чувствуется. И оно к лучшему, поверьте: чистый, незамутнённый экшн без сказочных элементов и пафосных излишеств, но с изящным обрамлением из правдоподобных реплик и диалогов - большая редкость для современного прокатного кино, не говоря уже о фестивальном.
Для глаз и ушей: Супер
Для ума: Сильно
Для сердца: Трогает
Александр Казанцев
Оценка: 9 / 9 (превосходно)
25.04.2017
Перейти на страницу фильма
Комментарии:Добавить
Михаил Иванов2017-06-04 21:03:29
Шикарный фильм! Получил огромное удовольствие.
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail