КИНОАФИША РОССИИ

Киноафиша России - фильм Нелюбовь - рецензии экспертов

Неславабогу

Семейная пара, 13 лет назад сложившаяся “по залёту”, всё это время мечтала “прокрутить фарш назад”. Развод уже по сути состоялся, квартиру в унылом, но экологически благоприятном спальном районе (картина открывается с прогулки вдоль речки - не май месяц, и всё ж легко представить, как хорошо тут летом), вот-вот разменяют, запасные аэродромы давно удобрены и засеяны. Но вот проблема: беззвучно рыдает в своей спальне после очередной ссоры родителей выросший никому не нужным (даже друг у него лишь один) ребёнок, а агрессивно верующий босс папаши-тюфяка никак не потерпит нарушения сотрудником христианской морали. Отличная завязка для многоступенчатой драмы отношений, не правда ли? Возможно, только один из самых обласканных фестивальными жюри и критиками со всего света Андрей Звягинцев, разумеется, на таком банальном сюжете остановиться не способен. И вот, в преддверии долгожданного конца света по календарю майя вселенная неожиданно расщедрилась и даровала страдальцам свободу. А точнее, как вскоре выяснится, понимание того, что некоторые обязательства человек способен с себя снять только вместе с изрядным кусочком души - даже если, на первый взгляд, та уже давно омертвела.

Увы, на примере традиционных для творческого дуэта с Олегом Негиным главных героев подобная трагедия выглядит блёкло - ведь само наличие у них этого самого кусочка вызывает стойкие сомнения. Один, допустим, чуть более явно мучается и может вызвать сочувствие, но диалоги с коллегой достаточно красноречиво рисуют глубину его сиюминутных помыслов. Что ж, важное отличие завоевавшего приз каннского жюри фильма от подобной “чернухи” в том, что большая часть действующих лиц здесь - чуткие, социально активные люди, которым чужое горе не безразлично, а спасать очередного “бегунка” интереснее, чем тупить в айфон или бесцельно слоняться по торговым центрам. Сюжет, по сути, распадается на две части - точнее, в привычную для заявленного жанра форму вкладывается подробнейшая инструкция по самостоятельной организации поисково-спасательных работ. И даже если смотреть на предельно реалистично снятую рутину и скандалы исчерпавших терпение друг друга половинок вам надоест, плавно нарастающее напряжение самого полезного вида квестов способно удержать внимание до конца. Хотелось бы надеяться, что эффективность такой рекламы не пострадает от упорного следования авторами фестивальному канону, по которому полноценный третий акт - непреодолимое препятствие для зрителя в признании существования поднятых проблем и дальнейшем их осмыслении.

Не знаю, намерено ли начало публичных показов совпало по дате с днём защиты детей - поиск, на самом деле, отнюдь не тождественен обереганию. Необычно для узнавших о Звягинцеве после нашумевшего “Левиафана” почти полное отсутствие политики, да и вообще, какое-либо привязанности истории к географии кроме запиканных, но безошибочно читаемых по контексту матюков. То ли сами создатели решили не давать повода для патриотической ненависти, то ли адаптировались под международное продюсирование и продажи - если верить Александру Роднянскому, фильм выйдет в прокат во всех странах мира, а для такого результата немаловажно, конечно, что все события и мотивы понятны будут жителям любого мегаполиса (в селениях поменьше обычно несколько иначе ставится вопрос нехватка сил в правоохранительных органах, и ПСО не так формируются). Напоследок ещё добавлю, что в адрес столь признанного творца не рискну высказывать сомнения, все ли вошедшие в финальный монтаж сцены были необходимы для реализации его замысла, но не исключаю, что некоторые были добавлены лишь ради эпатажа. Ещё один негласный обычай нацелившихся на пальмовую ветвь. И я сейчас не о постельной обнажёнке речь веду - она снята безупречно и изобретательно, хотя на градус всепоглощающей нелюбви никак не влияет. Да и, пожалуй, не о финальном фрагменте киселёвского телеэфира - тут, допущу, цель была двойная: контрабандой подсунуть западной публике напоминалочку двухлетней давности и провести аналогию фоновых катастроф. Как глядя на ужасы Дебальцевского котла, герои отвлекаются от своих бед, так и дожидающиеся нас за дверьми кинозала проблемы кажутся мелкими в сравнении с увиденным. И пусть такой аттракцион не принесёт ярких светлых эмоций, как абсолютное большинство в репертуаре мультиплексов, лично я уже второй день после просмотра привыкаю анализировать повседневное общение со своими детьми - нет ли и в нём каких-то симптомов нелюбви. Профилактический осмотр, как ни крути, гораздо предпочтительнее вскрытия застарелых гнойников, но хорошо, когда кому-то мастерства хватает и на то, и на другое.
Для глаз и ушей: Хорошо
Для ума: Сильно
Для сердца: Так себе
Александр Казанцев
Оценка: 7 / 9 (хорошо)
03.06.2017
Перейти на страницу фильма
Комментарии:Добавить
Нет
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail