КИНОАФИША РОССИИ

Киноафиша России - Михаил Иванов - Истории - История кинозала

История кинозала


Когдя я был ещё мальчишкой, мой отец работал директором кинотеатра "Колос" в посёлке Карасу на севере Казахстана. Это были времена недавнего освоения целины, конец 60-ых, время Хрущевской "оттепели", о которой мы с братом тогда ни знали ничего, но ощущали её на потоке хороших фильмов, которые демонстрировались в нашем кинотеатре. Афиша кинотеатра вывешивалась на его фасаде на месяц, каждый фильм шел всего два дня, и мы ждали начала месяца, чтобы распланировать на месяц вперёд своё наслаждение от предвкушения просмотра таких замечательных картин, как "Неуловимые мстители", "Чинганчгук - Большой Змей" или "Фантомас".

Посёлок Карасу был хотя и районным центром, но небольшим. 7 основных улиц по примерно сотне домов на каждой. Наш дом носил номер 86 по Набережной улице и был почти последним. Вместимость кинотеатра была, насколько я помню, мест на 300. Точно не больше. И хорошо помню аншлаги в нём по вечерам не только в выходные, а почти на каждом новом фильме.

На фотографии позднее советское время, это уже конец семидесятых. Интересно, что кинотеатр до сих пор стоит на том же месте и до сих пор работает, хотя и был у него период, когда минимум десятилетие он простоял полуразрушенным и пустующим.

Тогда у меня и сформироваролось отношение к кино, как к чему-то не просто интересному, но просто необходимому для нормальной жизни, сохранившееся до сих пор. Независимо от того, жил я в крупном городе типа Свердловска или Нижнего Новгрода, в Москве с её миллионами жителей или в посёлке Краснокаменка в Крыму с тысячей жителей.

И когда судьба постепенно привела меня к занятию кинобизнесом (сначала мне удалось вытащить из глубокой картотеки кинотеатр "Электрон" в Нижнем Новгороде в 1997-ом году, уговорив директрису взять в прокат "Титаник", который можно было взять только под гарантированные сборы, на что директриса сама бы не решилась, а потом меня взяли в команду, которая запустила "с нуля" кинотеатр "МДМ-кино" в Москве), моя жизнь тоже, как и отца, оказалась связана с управлением кинотеатром. И когда моя вторая семья начала новый этап жизни в Крыму, эта жизнь тоже началась с работы в Ялтинском кинотеатре "Сатурн".

Однако, управляющий в нём уже был, причём не один, а даже два, и ни один из них не хотел отдавать мне даже совещательного слова в принятии решений. Пронаблюдав несколько месяцев, как болото неграмотного управления кинотеатром не то, что не осушается, а устойчиво "цветёт морошкой",  я решил не мучать себя и других, и ушёл на домашнюю работу, занимаясь развитием собственного сайта "Киноафиша России", уже дававшего тогда достаточную для скромной жизни прибыль. И этот сайт кормил семью десять лет. Пока не случился "Крымнаш"...

Все эти десять лет я не прекращал думать о собственном кинозале. Отличное, но зачастую некоммерческое кино, выходило в прокат регулярно, а кинотеатры Ялты, будучи коммерческими и однозальными, показывали только "блокбастеры", которые далеко не всегда были "хорошим", с моей точки зрения, кино. Однако, стоимость оборудования для моего маленького бизнеса оставалась неподъёмной, годы шли, инвесторов не появлялось, и надежды мои на свой кинозал таяли. Но нет худа без добра: "Крымнаш" поднял огромную волну "патриотизма", которая заразила и меня. Я понял, что многое может измениться: возможно, в Крым начнут идти кинотеатральные сети, и может быть, даже те, с которыми у меня все эти годы сохранялись хорошие отношения, и это значит, что это возможность, которую нужно использовать.

Конечно, я прекрасно понимал, что кинозал в таком маленьком посёлке, как Краснокаменка, теперь не станет подобием кинотеатра моего отца с аншлагами при 300-местном зале несколько раз в неделю. Тогда не было ни телевидения, ни тем паче торрентов. Сейчас можно было рассчитывать только на 3D и на детей, которым кино в кинотеатре в тёмном зале с объёмным звуком, с хрустяшками и напитками, может ещё быть интересным. А стоимость оборудования для зала на 16 мест, наконец-то, достигла того уровня, который хоть и с трудом, но стал реалистичным. И я решил попробовать. Правда, ни кредитов, ни собственных денег на инвестиции в зал не было и быть уже не могло: банки в Крым не пришли и не могли прийти, да и в Орске, в котором у меня было зарегистрировано моё "ИП", мне кредита не дали бы - какой бизнес-план на такое рискованное мероприятие я мог бы предоставить? Рассчитывал я только на ту самую волну патриотизма и краундфандинг. И мой расчёт оправдался: я запустил на краундфандинг-платформе в интернете проект по сбору денег на часть оборудования: проектор, экран и очки, которые стоили львиную долю всего бюджета на кинозал. И, хотя реальные люди пожертвовали менее половины требуемой суммы, сама платформа добавила вторую половину, я уж не знаю, почему. Возможно, "крымнаш" сработал и тут.

Для звука в зале я унёс из дома комплект домашнего кинотеатра, который на максимуме своей мощности более-менее обеспечивал озвучание комнаты 5*5 метров в нашем поселковом Культурном центре. Те несколько недель, что я занимался организацией ремонта и оборудования зала, стали одними из самых счастливых периодов моей богатой событиями и бизнесом жизни. Надежда наконец-то управлять собственным, а не чужим, залом, грела меня и придавала энергии. Я прекрасно понимал, что риски огромны. Никто из реальных участников кинобизнеса меня бы не поддержал - слишком мало население. Слабая надежда была на Гурзуф, в котором был свой кинотеатр, работавший несколькими сеансами по выходным, но без 3D. Зал я планировал открыть к началу курортного сезона, к 1 июня, чтобы поработать и на отдыхающих и их детей.

И я всё сделал по плану. Деньги на оборудование собрал, на ремонт немного добрал от местного друга-депутата Виктора Витюка (спасибо, Витя!), и к 1 июня, Дню защиты детей, кинозал "Астероид" открыл.

Всё хорошо? Как бы не так. Остались нерешёнными две проблемы: договоры с правовладельцами и договор с местными властями. Для реального инвестора эти проблемы привели бы к сразу к отказу от участия в проекте. Но я надеялся их решить. С правовладельцами России у меня были старые добрые отношения и, получив хоть какую-нибудь посещаемость, и хоть какие-то деньги от сборов, я бы с кем-то из них договорился бы. Нужен был тестовый, пробный период. Хотя бы месяц. А с властями обещала решить проблему новая директриса нашего Культурного центра, недавно пришедшая и пока ещё горевшая желанием организовать работу центра. И даже выбить из новых Крымских властей деньги на реконструкцию всего центра.

Мы оказались излишне оптимистичными. Власти денег либо не имели, либо не собирались их тратить на всякие глупые идеи. Более того, сама власть оказалась размыта новой ситуацией, и даже договор аренды комнаты заключать стало просто не с кем. Сказали: делайте, что хотите, но если что-то будет не так, выгоним мгновенно. Риски выросли. Самые смелые инвесторы сбежали бы на этом этапе. Мне закрывать зал совсем не хотелось, я хотел ещё "поколотить сметану". И я решил поработать на свой страх и риск. Первые сеансы прошли обнадёживающе: дети понемногу приходили, иногда и взрослые, иногда и отдыхающие. Правда, за деньги я провел всего парочку сеансов, потому что директриса Культурного центра предупредила о возможных неприятностях: не для меня, а для неё, пока нет договоров с кинопрокатчиками России. Пришлось тестировать посещаемость без денег и билетов, что плохо, но выбирать мне уже не приходилось.

А тут откуда не возьмись прорезался некто Гриша, организатор кинопоказов в Крымских санаториях и кинозале Гурзуфа. Несмотря на то, что мы с ним были довольно давно знакомы, он позвонил мне и, не представляясь, холодным голосом сообщил, что он знает, что у меня нет договоров с прокатчиками и он готов написать донос об этом в соответствующие органы. Он решил, что я конкурент, которого лучше уничтожить. Мои попытки объяснить ему, что 16-ти местный зальчик в Краснокаменке погоды на рынке не сделает, оказались напрасными. Забегая вперёд, скажу, что спустя всего пару лет, его бизнес всё равно умер - и без моего участия. А попытайся он тогда со мной договориться о сотрудничестве, мы могли бы привлечь кинопрокатчиков из Москвы.

Риски выросли ещё. Первый договор с правовладельцами я подписал, но по нему я мог показывать только неновые мультсборники. Дети отреагировали однозначно - даже бесплатно смотреть неновое кино хотело совсем мало, только от "нечем заняться". Оставалось одно - нечто вроде киноклуба: показывать кино только для избранной аудитории и только бесплатно. Меня даже это устраивало, пусть денег не заработать даже на смену лампы проектора, но хоть дело хорошее, доброе. Мои друзья, поселковые дети по выходным, иногда проходившие мимо отдыхающие всё лето приходили в кинозал, правда, 16 мест не были заняты никогда, обычно только 2-3, включая меня самого.

Пришла осень. Все приезжие разъехались. Попытки внести хоть какую-то ясность с администрацией поселка и оформить договор аренды так и не завершились ничем. Кинозал повис в состоянии поной неопределённости и просто простаивал, кино теперь смотрел только я сам, а в субботу я и мои двое детей. А в какой-то из дней мне позвонили и сообщили, что в Культурном центре горит электропроводка на чердаке и там уже пожарники поливают крышу. А там моё оборудование рядом... Я бегом помчался в клуб и начал разбирать и выносить оборудование. Слава Богу, пожар вовремя успели загасить и ущерба он клубу, кроме слегка развороченного чердака и части крыши, не принёс. Но оборудование обратно я уже не понёс...

Так и закончилось моё управление "собственным кинозалом". Вы можете меня вполне справедливо упрекнуть, что я не справился с рисками. Возможно, нужно было бороться дальше. Однако, глядя на ситуацию сегодня, видя, что случилось и с директрисой, и с властями Гурзуфа, и с самим клубом, и с моим бизнесом, и вообще и с Крымом и со страной, любого инвестора в Крым можно считать больным на голову, а уж меня тем более. Я ещё легко отделался. По большому счёту, я ничего не потерял, кроме времени и некоторого количества не собственных денег. Всё оборудование пока в сохранности. И если при моей жизни в Краснокаменке появится помещение для кинозала и администрация, с которой можно договариваться, я стану спонсором этого нового кинозала. Но уже не управляющим. Мне пора на пенсию.
На фото: я с дочерью Машей за 2 месяца до открытия кинозала в Культурном центре посёлка Краснокаменка.
Комментарии:Добавить
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail