КИНОАФИША РОССИИ

Киноафиша - Михаил Иванов - Мысли о жизни, о себе и об устройстве мира - 25 апреля 2018: о знании и вере

25 апреля 2018: о знании и вере


Часто слышу: "ты, главное, верь! И всё получится". Или "лечать те способы и лекарства, в которые веришь". Почему в этих случаях люди, эти слова произносящие, отсылают меня не к знаниям, а к вере? Не "изучи проблему, проанализируй опыт и знания прежних исследователей и учёных и попробуй применить к своему случаю", а "выбери простой способ, без труда и затрат времени - просто поверь и вера тебе поможет".

Меня просто бесит слово "просто". Как и "поверь", впрочем. И не надо путать "просто поверь" в "доверься моему опыту/знаниям". Второе вполне адекватно мной принимается, и я доверяю людям, авторитет и репутация которых для меня значимы. Таких людей в моей системе ценностей немало, я их перечисляю в своем резюме. А вот те, кто просит или требует "просто поверить", из моего "первого круга авторитетов" быстро уходят. А из Вашего?

Религия использует веру как то, что либо недоказательно, либо не требует доказательств. На самом деле религиозная вера недоказательна, но подать её пытаются именно как не требующую их, то есть как конечную и неизменяемую истину. Ещё это называют "догмой". Вера не подвержена ни критике, ни улучшениям, ни прогрессу. Именно из-за своей неоспоримости она становится агрессивной: неверующий ошибается на 100%, он не приемлет истину, значит, он полный идиот и таким лучше умереть сразу же.

У знаний совсем другая природа. Они априори изменяемы. Любое знание - временно. И контекстно, относительно. Всё познаётся в сравнении. Если не с чем сравнить, это невозможно познать. А сравниваем мы с ранее полученными знаниями, а те - с более ранними, не имеющими начала. Не было начала мира, не было момента создания, этот процесс бесконечен и он происходит только при наличии разумного наблюдателя, исследователя мира с его мировоззрением и мировосприятием. Мир разный для каждого типа разума: для нас, людей, он один, для дельфинов - совсем другой. Принципиально другой. Ибо их знания совсем иные.

Пусть верующие верят. Это их путь. Я выбрал путь знаний, путь вечных сомнений и вечных проверок всего и вся на своём опыте и экспериментах. На ошибках. На постепенном познании и постепенном улучшении того, что я способен улучшить. Вечного нет. Есть то, что можно понять хотя бы частично и хоть частично изменить к лучшему.
Комментарии:Добавить
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail