КИНОАФИША РОССИИ

Киноафиша России - Михаил Иванов - Мысли о жизни, о себе и об устройстве мира - 18 сентября 2016: О системности мира

18 сентября 2016: О системности мира


Так уж случилось, что мы живём в сложном мире, состоящем из огромного количества сложных сбалансированных систем, и сами мы – такая же сложнейшая сбалансированная система.
Как Вы заметили, я делаю акцент на понятиях сложность и сбалансированность. Это два краеугольных камня нашего мира, о которых нельзя забывать никогда. И главный вывод, который нужно сделать для себя - к сложным сбалансированным системам неприменимы простые решения и грубое вмешательство, приводящее к дисбалансу.
Выживают в том масштабе времени, в котором живёт наш организм и потому доступный нам для понимания, системы, обладающие устойчивостью в этом масштабе времени - время жизни таких систем мы измеряем в годах или веках, минутах или месяцах, но не в миллисекундах и не в биллионах лет. Системы, существующие рядом с нами, внутри нас и вокруг нас - наш мир только потому, что у нас и у них примерно один масштаб времени и, проживая сами примерно сотню лет, мы считаем устойчивыми системы, живущие столько, чтобы мы как минимум успели их заметить и не дольше, чем мы в состоянии измерить за свой период сознательного существования. Границы Вселенной для нас - наш масштаб времени.
Наше время определяется процессами в тех системах, из которых мы состоим (организм) и в которых мы находимся (биосфера и далее - Солнечная система). Процессы во всех этих системах цикличны. Но помним о сложности и сбаласированности - циклов много, они связаны и перемешаны, но важно то, что они сбалансированы - это позволяет при внимательном наблюдении найти хотя бы основные их закономерности - суточные, лунные, годично-сезонные.
Ограниченность нашего интеллекта вынуждает нас прибегать к упрощениям, иначе от сложности окружающего мира мы впадаем в ступор и перестаём вообще соображать. Но упрощение упрощению рознь. К сожалению, избежать примитивизма не удалось еще никому и путь понимания мира начался и пока в основном продолжается с использованием крайних упрощений - линейных и плоских, а также причинно-следственных, в которых обычно одному следствию предваряется одна причина. При этом, увы, сложностью и сбалансированностью, да и вообще системностью изучаемого объекта такие упрощатели-исследователи вынуждены пренебречь во избежание ступора собственного мозга.
В результате мы все совсем недалеко ушли от мировоззрения, в котором Земля - плоская и находится в центре Вселенной, а человек - венец природы, созданный из глины Богом по своему образу и подобию и потому чрезвычайно самоуверенный и высокомерный.
Как же нам приближать своё видение мира к его реальному состоянию? Повторюсь - первое, что необходимо понять и принять, как азбучную истину: мир - сложнейшая, но сбалансированная система, состоящая из сложных, но сбалансированных систем, находящихся в цикличных взаимодействиях. Важно отметить: не в постоянных или непрерывных (а именно к этому восприятию времени мы привыкли благодаря линейному упрощению мира), а в цикличных и прерывистых - квантовых.
Следущий шаг - принятие в качестве основы мировоззрения трёх глобальных систем: вещество-энергия, пространство-время, информация-дезинформация. Я ни в коей мере не претендую на полноту и правильность указанных трёх систем. Особенно меня самого смущает такое понятие, как дезинформация, и если Вам, читатель, удастся предложить более точную формулировку той части системы, которая неразрывно связана с информацией, я буду только рад.
Каждая из этих трёх систем - формы существования нашей Вселенной, и нас самих в этой Вселенной, и обладают некоторыми важными свойствами: прерывистостью (квантовой структурой), и сбалансированностью или уравновешенностью, то есть устойчивойстью, но не стабильностью, не нахождением в покое и стагнации, а некоем развитии, то есть хотя и цикличном, но движении. Конечно, мы пока не в состоянии понять и ответить на вопрос - куда и зачем движется наш мир. Возможно, не сможем ответить никогда, запертые в своём масштабе времени. Но и не стоит ставить перед собой столь далёкие и глубокие задачи, имея под рукой массу нерешённых и даже непрояснённых проблем значительно меньшего порядка, чем "куда движется вселенная". Давайте попытаемся хотя бы уйти от плоского восприятия мира к чуть более системному.
Третий шаг - выбор наиболее точной предпосылки, опираясь на которую, можно строить модель мира, больше похожую на реальность, чем механически упрощенная модель, которой нас обучают в школе. В качестве такой предпосылки я предлагаю понятие "устойчивость".

Некоторые следствия:
Привычное использование линейных и плоских упрощений реальности привели к распространению и повсеместному использованию правил и формул и, к сожалению, к святой вере в их необходимости при решении любых проблем. Правла и формулы заучиваются бедными детьми всех стран на протяжении многих лет их обучения, зашоривая мозги и пропиливая в них шаблоны восприятия.
Почти любая формула (за исключением немногих из теории вероятностей и системологии) и любое правило линейны и однозначны, в этом их принципиальный смысл, иначе они не были бы правилами и формулами. И, как нам хорошо известно, вокруг любого правила мгновенно нарастает масса исключений, которые предлагается не объяснять, а принять на веру и запомнить. Примерно то же происходит с формулами, которые работают только с некоторой ограниченной точностью (т.е. дают приблизительный результат) и требуют для выполнения расчётов выполнения ряда ограничений, или условий, т.е. упрощений.
Например, несколько лет школьники изучают правила решения уравнений с двумя неизвестными, невзирая на то, что в реальности таких неизвестных практически всегда гораздо больше, чем два, и выученные ими методы практически никогда им в жизни не понадобятся ни разу.
То же самое происходит и с правилами: те, кто честно пытается применять их в жизни, в итоге выясняют, что они пытаются угадать результат ровно с той же вероятностью успеха, как и без применения правил.
А в реальности работают другие правила: вероятности, сдержек и противовесов, проб и ошибок, статистики. Почти ничего из этого не изучается в средней школе и не закладывается в основу мировоззрения, что приводит к интеллектуальному застою.
Вперёд уходят, в частности, люди, занимающиеся информационными технологиями - сама специальность вынуждает их переходит от плоского видения миря к системному: структурное программирование вытеснено объектно-ориентированным и на смену привычным методам разработки пришёл метод постепенного улучшения существующих систем - метод проб и ошибок, названный Эджайл.
Учёные, ближе всего по своей специфике деятельности подошедшие к изучению систем - социологи, например - естественным образом тоже пришли к тем же методам. Например, в работе, которую я считаю гениальной - "Открытое общество и его враги" Карл Поппер, её автор, написавший эту книгу в Новой Зеландии в начале сороковых годов, многократно подчёркивает, что попытки построить новое и лучше на развалинах старого приводят не к новому и лучшему, а старому и ещё худшему, а прогресс возможен только методом постепенного улучшения наиболее тормозящих развитие элементов системы, методом проб и ошибок и накопления опыта, методом эволюции.

Комментарии:Добавить
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail