КИНОАФИША РОССИИ

Киноафиша России - Михаил Иванов - Мысли о жизни, о себе и об устройстве мира - 9 октября 2017: О равнодушии, как индикаторе стагнации

9 октября 2017: О равнодушии, как индикаторе стагнации


Сегодня утром, проснувшись после очередного сна, в котором я брожу по полностью заселённому хостелу в поисках места для себя и не нахожу его и никто не обращает на меня и мою проблему ни малейшего внимания, я вдруг осознал, почему подобные сны мне снятся. Мой мозг подталкивает меня к осознанию глобальной проблемы нашего постсоветского общества, точнее, одному из следствий исходной системной организации экономики и общества - всеобщего равнодушия друг к другу. Этим постом я попытаюсь описать пришедшее осознание.

Психологи давно заметили, что на наше поведение в обществе сильнее всего влияет поведение самого общества по отношению к нам. Это называют групповой самоидентификацией, или поиском своего места в обществе. Человек - общественное животное, и ему необходимо принятие обществом, той группой, которую он считает своей (начиная от языка и места рождения и проживания и заканчивая членами семьи и людьми с общей системой ценностей). Если все перечисленные "свои" группы не принимают человека, отторгают или просто игнорируют его - каждый из нас воспринимает это как крах жизни и обычно приводит к уходу в себя, а часто и к самоубийству. Впервые через это каждый из нас проходит в подростковом периоде, когда наша ценность как ребёнка (и соответствующее внимание к нам) сильно ослабевает, а новая ценность, взрослого (знания, умения, активы), ещё не возникла. Подросток сталкивается с равнодушием и окружающего его мира и вдруг возникшего равнодушия родителей, и это очень сильно его угнетает. Следующий такой острый период возникает в предпенсионном и пенсионном периоде, при старении. Такой период прохожу сейчас я.

Те сообщества, в которых эти проблемы осознаны, принимают соответствующие меры, чтобы как минимум ослабить негатив и зачастую трагедии прохождения этих периодов. К сожалению, наше постсоветское общество, воспитанное на имперской и вертикально-властной идеологии, озабочено совсем другими проблемами, своими: выживанием и развитием чиновничьих кланов. И если Вы и Ваши родные были воспитаны гуманистической культурой (книгами, фильмами, стихами и песнями, мировоззрением семьи), то Вы, вырастая из семьи, попадаете в общество равнодушия, и Ваш подростковый период не заканчивается, лишь ослабевая на время активного участия в производстве - некоторое время Вы ещё надеетесь быть нужным и признанным - и уже после 30 лет сначала смутно, а потом всё яснее начинаете чувствовать свою ненужность окружающему Вас миру, если Вам не посчастливилось внедриться в один из кланов.

Интересно, что этот кризис самоидентификации свойствененн всем, независимо от образования, уровня культуры и интеллекта. Мне кажется, только некоторые национальные сообщества: евреи, армяне, татары - осознают эту проблему и с разной степенью успешности нашли ей противодействие, например, в виде национальной взаимоподдержки. Особенности внешности помогают этим и некоторым другим нациям идентифицировать "своих" и уделять им внимание, не быть к ним равнодушными. Мы же, русские, проявляя друг к другу полнейшее равнодушие, поддерживаемое экономической изоляцией друг от друга (нет горизонтальных экономических связей), всю свою жизнь ведём себя как подростки: страдая от невнимания, злясь и ненавидя и себя и друг друга за эту отторженность.

В чём же корень этой проблемы и как с ней бороться? Мы же не хотим, чтобы наши дети и внуки страдали так же, как мы и наши предки? Корень в экономической системе страны, в которой мы рождены и воспитаны. Тех самых горизонтальных экономических отношений - малого и среднего бизнеса. Увы, государство не только их не взращивает, но, наоборот, губит в зародыше. Я не вижу другого решения, кроме интеграции новых поколений в более развитую среду, в более благоприятную среду. В такую, в которой человек сначала воспитывается этой средой, набирая сил и уверенности в себе, и, став сильным в своей разумности и рациональности, может уже активно сам изменять к лучшему микросреду вокруг себя и, в идеале, если достигает уровня влияния на общество в целом, став к примеру, писателем или кинорежиссёром, то и на всё своё языковое сообщество.

Я говорю о миграции. Я не нашёл другого решения. Кто-то пытается пробиться внутрь кланов или создать собственный микромирок, но я не вижу перспектив таких решений, они нестабильны и легко могут быть разрушены. А Вы?
Комментарии:Добавить
Новый комментарий:

Уведомлять об ответах на комментарий
E-Mail